Если бы знали, насколько легко выполнить пожарную сигнализацию в офисных помещениях, то, наверное, не вбивали в поисковик данный вопрос. Но ничего – к концу данной статьи вам станет довольно легко собирать данное оборудование в личных проектах. Попытаюсь объяснить вам простым русским языком, без лишних умных формулировок.
Шаг 1. Условно-графические обозначения – это наш букварь
Для начала, как обычно, перед тем как начать, мы должны понять из чего все состоит. Необходимо усвоить базовые условно-графические обозначения оборудования, которые применяются в проекте. На картинке ниже представлен базовый список оборудования, которые используются в офисах.
Забыл упомянуть одну важную вещь: наш пример собран на базе компании «Рубеж», у них есть большой конкурент – компания «Болид». Как делать проекты на альтернативном оборудовании — это действительно хорошая тема для отдельного урока. Но сделаем это в другой раз. А пока разберем, что там из оборудования у «Рубежа».
Как видите на картинке все довольно просто: на планах мы будем использовать первые четыре элемента: это три вида оповещателей (дымовой, ручной и светозвуковой), а также световое табло выхода. Оставшиеся три элемента: источник вторичного питания, контроллер адресных устройств и блок индикации нужны нам для построения структурной схемы.
Шаг 2. Работа с планами. Первые детские шаги
На планах все довольно просто: все элементы для нас довольно знакомы с первого шага, кроме оборудование под названием Узел 1. В дальнейшем воспринимайте «Узел 1» при расстановке оборудования как главный шкаф, куда сводится все оборудование. Когда мы дойдем до структурной схемы, вы поймете почему. Я специально заранее расставил оборудование так, чтобы вы понимали: что и где должно стоять.
Итак, каждый офис или встроенное помещение на первом этаже имеет отдельный узел и никак не взаимосвязан с оборудованием соседних офисных помещений. Вам не нужно никак их с друг с другом обвязывать. Для вас важно, прикинуть примерное место расположения для «Узла 1», а чуть позже, если вас не устраивает, то поменять его расположение, пытаясь поставить его поближе к выходу.
Тут внимательно: возвращайтесь к первому шагу, если не запомнили обозначение. У каждого оборудования есть своя расстановка: световое табло «Выход» мы всегда располагаем над выходом из офисного помещения. Ручной извещатель располагают по пути эвакуации из помещения, чтобы люди могли оповестить о пожаре, то есть мы его тоже ставим у выхода. Чуточку иначе ситуация обстоит со светозвуковым оповещателем – он имеет свой радиус действия. В нормах СП РК обычно приписывается нормированное значение децибелов для охвата помещения. Но в офисах никто из экспертов не будет просить у вас полный расчет, так что в нашем случаем, думаю, 2 штук будет достаточно. В более сложных конфигурациях офисов их может быть и больше – все зависит от вашего полета фантазии и, опять же, от расчета.
Теперь самое сложное: расстановка дымовых извещателей. Переключаемся на офис слева. Есть требование, описанное в нормах проектирования, что у дымового извещателя радиус действия составляет 4,5 метра. Если выразиться иначе: мы должны расставить нужное количество извещателей, чтобы полностью покрыть зоны возможных очагов пожара, которые извещателю нужно уловить. В данном примере, я мерю длину от стены до стены, чтобы понять – какого количества достаточно. Вышло 12 метров и 800 мм, это больше 9 метров, поэтому думаю тут хватит двух извещателей. 12800мм мы делим на 2 и затем снова делим на 2.
Так мы получим нужное расстояние от стены до первого извещателя. Я округлил, у меня вышло примерно 3200 мм. Безумно важно: мы могли поставить извещатель от стены на расстоянии 4500 мм, но мне больше нравится, когда все стоит на планах равномерно. Теперь удваиваем это первое значение и получим 6400 – это расстояние от первого извещателя до второго. Из-за выпирающих стен внутри офиса, у нас не получится равномерно распределить извещатели по центру, поэтому можно расположить второй ряд извещателей.
В верхнем правом углу хватает одного дымового извещателя. В помещениях с/у и кладовых офисах извещатели располагать не нужно. Возвращаемся к Узлу 1, теперь мы можем все соединить и дать каждому из элементов порядковый номер друг за другом.
Шаг 3. Структурная схема. Что может быть легче?
Схема довольно проста: оказывается «Узел 1», скомпонованный из вторичного источника питания, блока индикации и контроллера, – был нам ранее всем известен и состоял из всех элементов, которые мы обсуждали в самом начале.
Единственный элемент, который нам не знаком, это элемент под названием «ИЗ» – это изолятор шлейфа. Его достаточно для одной лини в количестве 1 шт. Данный шлейф изолирует короткозамкнутые участки адресной линии связи, тем самым обеспечивая работоспособность остальной части линии связи.
В схеме вам необходимо правильно рассчитать количество оборудования, уже расставленного на планах, а также посчитать общую длину шлейфа. Две оставшиеся длины по 5 метров, остаются неизменными, поскольку данное оборудование находится неподалеку друг от друга.
Как считается общая длина? Очень просто: мы суммируем всю линию, которую нарисовали в Autocad плюс добавляем по 1 м на каждое устройство на плане, кроме «Узла 1» и ручного извещателя. Для них нужно добавить по 3 метра. У меня суммарно со всеми добавками (по 1 и 3 метра) вышло 50 м.
Шаг 4. Спецификация. Проект почти готов
Вот мы уже и на финишной прямой. Осталось всего ничего. Расставляем аналогичное количество в спецификации согласно планам и схемам + применяем запас для дымовых извещателей, кабельных изделий и труб, как это показано в спецификации. Это спецификация является общей, если, допустим, вы считали для двух узлов или трех.
Единственный элемент, отсутствовавший у нас в проекте – это аккумуляторная батарея, он будет показан у нас только в спецификации. На один резервный источник питания принимает 2 аккумуляторные батареи на 12 ампер-часов.
И все, поздравляю вы успешно подключили и посчитали пожарную сигнализацию в офисах.